Вторник, 19.03.2024
Неофициальный сайт Научно-производственной группы "Тектоника"
Меню сайта
Лицензия на скважину

 

Получение лицензии на водозаборную скважину

Актуальный порядок оформления лицензий на водозаборные скважины по состоянию на 2019 год

 



моя фотография

            Консультация от:


            Лукьянова Александра Евгеньевича

            Ведущего специалиста-гидрогеолога

            Научно-производственной группы "Тектоника",

            кандидата геолого-минералогических наук.



            НПГ "Тектоника" - опытные специалисты по оценке запасов подземных вод, разработке проектов зон санитарной охраны и лицензированию водозаборных скважин. Наши контакты





Проблема получения лицензии на водозаборную скважину стала наиболее актуальной в последние годы. С советских времен по всей территории страны осталось огромное количество подземных водозаборов, эксплуатируемых без действующей лицензии на неутвержденных запасах подземных вод. Чаще всего, скважины эксплуатируются на протяжении трех-четырех десятков лет, не раз переходили от одного владельца к другому и вопросом их легального оформления, до определенного момента, никто и не думал заниматься.

В 90-ые годы пришло время крупных городских артезианских водозаборов (на фото). В соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации по большинству из них были выполнены работы по лицензированию, организации системы мониторинга, оценке и переоценке запасов подземных вод. Вполне логично было ожидать, что далее Роснедра возьмутся за одиночные водозаборы, находящиеся на балансе юридических лиц, что сегодня и происходит.


Оценка запасов подземных вод по крупному городскому водозабору

Основополагающим моментом в вопросе эксплуатации водозаборных скважин является тот факт, что, с позиций действующего законодательства РФ, подземные воды являются полезным ископаемым. Соответственно, владелец водозаборной скважины, используемой с целью добычи подземных вод, является недропользователем. В соответствие со статьёй 11 закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах», предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода – геометризованного блока недр.

До 2015 года выдачей лицензий на пользование недрами с целью добычи подземных вод занималось исключительно Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) в лице своих территориальных органов, таких, как например, Департамент по недропользованию по Северо-Западному Федеральному округу. Далее функции распорядителя недр были разграничены и частично переданы с федерального уровня на уровень субъектов РФ. Теперь Федеральное агентство по недропользованию занимается исключительно выдачей лицензий на право пользования участками недр федерального значения, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет свыше 500 кубических метров в сутки. Выдачу лицензий на право добычи подземных вод для участков недр местного значения, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, а также для целей хозяйственно-бытового водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ, осуществляют уполномоченные органы субъектов РФ.

Очень часто владельцы водозаборных скважин задаются вопросом: нужна ли мне лицензия на право пользования недрами, если я добываю менее 100 кубических метров в сутки? Должен ли я оформлять лицензию, если объём добычи составляет менее 500 кубометров в сутки? Необходимо ли оформлять лицензию садоводческим некоммерческим товариществам? Ответ таков: лицензия на пользование недрами с целью добычи подземных вод нужна во всех этих случаях. Просто, в зависимости от объёма водоотбора будет меняться порядок оформления лицензии.

В некоторых редких случаях владелец водозаборной скважины имеет право не оформлять лицензию на право пользования недрами, что следует из статьи 19 закона "О недрах" в редакции N 459-ФЗ от 29 декабря 2014 г. Однако, эти условия совершенно точно не распространяются на юридические лица и предпринимателей. Подробнее о содержании статьи 19 мы писали в нашем блоге: здесь.

Выдача лицензий на право добычи подземных вод в объёме свыше 500 кубических метров в сутки осуществляется территориальными органами Федерального агентства по недропользованию на основании Приказа Минприроды РФ от 29.09.2009 N 315"Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр"(Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.12.2009 N 15837).

Выдача лицензий на право добычи подземных вод в объёме менее 500 кубических метров в сутки, в том числе для водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ, производится на основании нормативно-правовых актов субъектов РФ.

На территории Ленинградской области это Приказ № 5 Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 14 февраля 2019 года "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Комитетом по природным ресурсами Ленинградской области государственной услуги по осуществлению оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения, внесения изменений в лицензии на пользование участками недр местного значения, а также переоформления лицензий и принятия решений о досрочном прекращении или приостановлении права пользования участками недр местного значения", а также Приказ № 13 Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 04 июля 2019 года "Об утверждении порядка добычи подземных вод, используемых для целей хозяйственно-бытового водоснабжения, садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ".

На территории Санкт-Петербурга это Распоряжение № 192-р от 04 августа 2016 г. Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности "Об утверждении Административного регламента Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности по предоставлению государственной услуги по принятию решений о предоставлении права пользования участками недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, а также по осуществлению оформления, государственной регистрации, выдачи, продления, пересмотра условий, переоформления, приостановления и прекращения действия лицензий на право пользования участками недр местного значения, содержащими подземные воды, на территории Санкт-Петербурга".

Несмотря на некоторые различия в содержании Приказов и Распоряжений, общий перечень документов, которые заявитель обязан приложить к заявке на получение лицензии на право пользования недрами, можно условно разделить на две части.

1. Юридические документы. К этим документам можно отнести копии учредительных документов, справку о внесении в единый государственный реестр юридических лиц, копию справки о постановке на налоговый учет и целый ряд других. Общий смысл состоит в том, чтобы подтвердить существование данного юридического лица на законных основаниях, показать отсутствие каких-либо задолженностей перед государством в части неуплаты налогов или невыполнения условий лицензионных соглашений, выданных ранее, доказать финансовую состоятельность и техническую возможность выполнения работ на участке недр. В том числе, немаловажным является тот факт, что, в некоторых случаях, будущий недропользователь обязан предоставить сведения о наличии технологического оборудования и квалифицированных специалистов для ведения работ на лицензионном участке.

Как правило, с группой юридических документов недропользователь в состоянии справится сам. Но требования о наличии квалифицированных специалистов включены в существующий перечень не зря. Наличие специальных знаний в области геологии и гидрогеологии может понадобиться при формировании второй части пакета документов.

2. Технические. В данную группу входят документы, касающиеся технического состояния водозабора и системы водоснабжения, описание геолого-гидрогеологических условий и режима добычи подземных вод, а также характеристика санитарного состояния подземных вод и их защищенности от потенциального загрязнения. Основной смысл этих документов – предоставить максимум сведений о геологическом строении участка недр, режиме эксплуатации водозабора, производительности скважин, положении статических и динамических уровней подземных вод, качественном составе подземных вод и возможности их использования по целевому назначению, технических возможностях водозаборных скважин, а также о санитарном благополучии подземного горизонта, водозаборного сооружения и прилегающей территории.

Первыми в ряду технических документов, прилагаемых к заявке на лицензию, должны быть представлены расчет потребности предприятия в воде, а также определено целевое назначение подземных вод – хозяйственно-питьевое или техническое. В идеальном случае, владелец скважины должен представить технический проект водоснабжения объекта капитального строительства, согласованный и утвержденный в установленном порядке. Основная трудность, как правило, заключается в том, что в отсутствие данного проекта владелец скважины сам не имеет понятия, сколько воды ему необходимо и сколько ее добывается подземным водозабором. Именно поэтому требования по рациональному использованию и охране недр подразумевают строгий учет количества добываемых ресурсов. В качестве предостережения следует указать, что при выполнении расчетов по определению потребности предприятия в воде нужно учитывать возможное увеличение водопотребления в долгосрочной перспективе и закладывать этот запас в расчет. На всех действующих скважинах должны стоять водомерные счетчики (расходомеры).

При формировании пакета документов в первую очередь следует уделить внимание качественному составу подземных вод. Владелец скважины должен получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (выдается Управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека). Необходимо отметить, что речь идет не о результатах химического или бактериологического анализа, который когда-либо выполнялся по скважине, а именно об официальном санитарно-эпидемиологическом заключении. Указанное заключение подтверждает соответствие качества подземных вод требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», либо СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников». Если подземные воды используются для технического водоснабжения, получать данное заключение не нужно.

Необходимо отметить, что природные подземные воды по своему качеству очень редко соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. Особенности формирования химического состава подземных вод предопределяют частое превышение содержания железа, марганца, азотных соединений или некоторых других компонентов. В этом случае, в лицензионное соглашение включается отдельный пункт о необходимости применения систем водоподготовки на подземном водозаборе. Т.е. подземные воды в обязательном порядке должны быть искусственно доведены до существующих стандартов качества перед подачей потребителю. На переоборудование водозабора системой водоподготовки недропользователю отводится определенное время, которое оговаривается в лицензионном соглашении. Невыполнение условий лицензионного соглашения может повлечь за собой штрафы в размере до 500 тыс. рублей для юридических лиц (КОАП РФ статья 7.3 в ред. от 28.12.2009 N 380-ФЗ).

Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта не может быть выдано в отсутствие прошедшего экспертизу и согласованного Проекта организации зоны санитарной охраны. Для организации зоны санитарной охраны необходимо, в том числе, произвести отчуждение земли под зону санитарной охраны первого пояса – попросту говоря, огородить эту территорию забором (см. фото). Однако, сооружение забора – далеко не единственное мероприятие, которое придется провести при организации зон санитарной охраны подземного водозабора. Все необходимые требования на этот счет изложены в СанПиН 2.1.4.1110-02. «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого водоснабжения», где указано, что зона санитарной охраны подземного водозабора должна включать в себя три пояса.



Зона строгого режима санитарной охраны водозаборной скважины


Общий смысл организации трех поясов ЗСО достаточно прост. Первый пояс строго режима исключает несанкционированный подход или подъезд к скважине посторонних лиц и замусоривания территории непосредственно вокруг водозабора. Для артезианских водозаборов радиус зоны строго режима санитарной охраны должен составлять не менее 30 м, но может быть уменьшен до 15 м по согласованию с СЭС. Территория в пределах первого пояса должна быть огорожена забором и спланирована, что подразумевает организацию и отведение поверхностного стока, ликвидацию высокоствольной растительности, укладки твердого покрытия на пешеходные дорожки и зоны подъезда специализированного транспорта к скважине, а также ряд других мер. Второй пояс зоны санитарной охраны создается с целью исключения попадания микробного загрязнения в подземный горизонт. Граница второго пояса ЗСО определяется на основании гидродинамических расчетов по времени продвижения микробного загрязнения в подземном горизонте к фильтрам водозаборных скважин. Общий смысл заключается в том, что вредоносные микроорганизмы в случае попадания в водоносный горизонт должны успеть погибнуть за счет низкой температуры подземных вод до того, как будут подтянуты к скважине. В пределах зоны санитарной охраны второго пояса исключено наличие сельскохозяйственных земель, объектов животноводства, выгребных ям и запрещено бурение скважин без уведомления недропользователя и без получения разрешения СЭС. Третий пояс зоны санитарной охраны создается с целью исключения попадания химического загрязнения в подземный горизонт. Размеры третьего пояса чаще всего соответствуют зоне формирования запасов подземных вод, т.е. совпадают с границами месторождения. Радиус зоны третьего пояса санитарной охраны равен радиусу депрессии уровней, созданной вследствие работы водозабора.

Основным документом водозаборной скважины является технический паспорт. В крайнем случае, подойдет учетная карточка буровой скважины. Если документов на скважину не сохранилось, можно попробовать восстановить их, обратившись в организацию, которая выполняла бурение скважины, или в территориальный фонд геологической информации, куда могла быть передана ее учетная карточка. Однако, проблема состоит в том, что большинство буровых организаций, проводивших работы в советское время, не пережили период бурного развития капитализма. Их архивы в лучшем случае перераспределены между отдельными частными структурами, успевшими отпочковаться, прихватив часть имущества, либо перестали существовать как таковые. В свою очередь, передачей учетных карточек в геолфонд раньше никто не занимался по той же причине, по которой не проводилось лицензирование и не оценивались запасы. Как бы то ни было, на момент выполнения работ по лицензированию водозаборная скважина должна быть зарегистрирована в ФГУ ТФИ (геолфонде), о чем владельцу выдается специальная справка. Это означает одно: учетная карточка на скважину должна быть!

В пакете документов на заявку для получения лицензии должны быть представлены сведения о современном состоянии подземных вод по данным ведения мониторинга. Мониторинг подземных вод подразумевает выполнение наблюдений за дебитом водозаборных скважин, положением статических и динамических уровней в эксплуатационных и наблюдательных скважинах, температурой подземных вод, а также выполнение химических и бактериологических анализов. Замеры дебитов скважин производятся на основании показаний расходомеров, замеры динамических уровней производятся при помощи электроуровнемера в период работы скважины, замеры статических уровней – в период простоя. Режимные наблюдения выполняются не реже одного раза в месяц, программа наблюдений за химическим составом и бактериологической безопасностью подземных вод согласовывается отдельно с органами санэпиднадзора.

При подготовке заявки владелец скважины также должен представить документ о пространственном положении участка недр. Чаще всего, это подразумевает указание географических координат устья скважины. Необходимо отметить, что наряду с плановыми координатами для устья скважины должна быть дана абсолютная высотная отметка с точностью до 0,01 м. Абсолютная отметка устья скважины необходима при ведении мониторинга подземных вод, а также является ключевым параметром при подсчете запасов подземных вод.

Также пакет документов к заявке на получение лицензии должен включать в себя две карты: обзорную, масштаба 1:25000 – 1:100000, и совмещенный план границ масштаба 1:2000 – 1:10000. Обзорная карта позволяет получить представление о местоположении будущего лицензионного участка, т.е. как бы устанавливает его адрес. На совмещенном плане, заверенном руководителем организации, должны быть указаны границы землепользования, расположение водозаборного сооружения и границы зоны санитарной охраны, т.е. должно быть показано, что первый пояс зоны санитарной охраны находится в границах земельного участка, принадлежащего или арендуемого владельцем скважины.

Перечисленный перечень документов не является полным. В данном случае, основное внимание акцентируется на документах, оформление которых может вызвать трудности и непонимание со стороны сотрудников предприятий, не подготовленных к работе в сфере освоения и изучения недр. Заявка на получение лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных вод должна содержать целый ряд специализированных документов, включающих описание геологического строения и гидрогеологических условий участка недр, режима эксплуатации водозаборного сооружения и качества подземных вод. В зависимости от конкретного объекта, трактовка наличия тех или иных данных, объективная возможность получения тех или иных документов и степень их необходимости может становиться предметом дискуссии между представителем предприятия и сотрудниками надзорных органов.

Возможность использования подземных вод в целях хозяйственно–питьевого водоснабжения должна быть одобрена со стороны сразу двух, а иногда и трёх, контролирующих структур: распорядителя недр и Роспотребнадзора, либо распорядителя недр, Территориальной комиссии по запасам и Роспотребнадзора.


При копировании материалов, представленных на сайте, ссылка на первоисточник обязательна.


НАШИ КОНТАКТЫ

Оценка запасов подземных вод

На главную

КАРТА САЙТА


Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Форма входа
Поиск
Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz